Педагогический прикорм при грудном вскармливании: основные правила

Что такое педагогический прикорм?

Несмотря на то, что информация о педагогическом прикорме появилась в русскоязычном интернете почти два десятилетия назад, до сих пор многие молодые мамы даже понятия не имеют о такой системе, а если и слышали о ней, то считают ее «трудной», «непонятной» или вовсе «не едой, а баловством». Так ли это на самом деле?

ребенок и мама за столомПедагогический прикорм вошел в нашу жизнь на волне «естественного родительства», которое пропагандировало возврат к корням, природе, естественным биоритмам и так далее. Его адепты рожали детей дома, растили их без памперсов, носили в слинге и кормили грудью до самоотлучения. Но не стоит сразу пугаться и объявлять педприкорм изобретением фанатиков (если вы считаете поклонников ЕР таковыми). При ближайшем рассмотрении эта система прикорма оказывается достаточно разумной и удобной для мам и безусловно имеет право на существование.

Основные принципы

Педагогический прикорм не имеет своей целью накормить ребенка, заменив кормления грудью «настоящей» едой. Основным питанием малыша по-прежнему остается грудное молоко, к которому очень постепенно добавляются те продукты, которыми питается вся семья. Собственно слово «педагогический» намекает на то, что главная цель педприкорма — познакомить ребенка с новой едой и научить организм правильно ее усваивать. Второй смысл этого слова — обучение младенца поведению за столом, отношению к еде. Считается, что дети, выросшие на педприкорме, не страдают отсутствием аппетита и болезнями ЖКТ, так как адаптация к новым продуктам происходит мягко и постепенно.

Хотя система педагогического прикорма задумана специально для грудничков на естественном вскармливании, для детей на искусственном вскармливании можно тоже применять некоторые принципы педприкорма. По крайней мере, в самое первое время, когда ребенок только знакомится с новыми продуктами. Однако даже современная смесь не в силах полностью обеспечить подрастающего младенца всеми необходимыми питательными веществами, поэтому дети-искусственники немного раньше переходят к полноценному прикорму — по этой причине педприкорм на искусственном вскармливании не может являться полноценной заменой прикорму педиатрическому (традиционному).

Мнение медиков

Груднички тянутся за яблокомБольшинство отечественных педиатров о педагогическом прикорме даже не слышали, поэтому рекомендуют придерживаться обычной схемы введения новых продуктов в рацион малыша. А известный детский врач Евгений Комаровский считает педприкорм не более чем фантазией мам-«естественниц»: «Когда сплошь и рядом ребенок отказывается от любой еды, кроме мамы, то приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище».

При этом доктор подчеркивает, что не имеет ничего против этой методики, так как она совершенно безопасна для ребенка. Хотелось бы добавить, что безопасна лишь при разумном применении. Но об этом стоит поговорить подробнее.

То ли просто, то ли сложно

В интернете можно найти очень подробные схемы и описания того, как правильно вводить педагогический прикорм. Такие детальные описания годятся для тревожных мам, которым очень важно точно знать «сколько вешать в граммах», однако сводят на нет всю идею педприкорма. Напомним, он был придуман как система, «наиболее приближенная к природным условиям». Поклонники естественного родительства в качестве примера часто обращаются к диким африканским племенам или к гипотетическим нашим далеким предкам, а они вряд ли отмеривали в граммах количество еды, которую стоит дать ребенку.

Итак, если отбросить точнейшие схемы, получится довольно простая в реализации система прикорма. Выглядит она примерно так:

  1. Младенец за столомЧтобы сформировать у ребенка правильное отношение к пище, маме стоит брать малыша за общий стол при любом удобном случае. При этом нужно соблюдать и правила безопасности — ничего обжигающего в зоне досягаемости ребенка, никаких потенциально опасных для него продуктов или предметов.В идеале, еще во время беременности семейный рацион лучше сделать более здоровым, убрав из него откровенные вредности. Если это нереально, то просто не ешьте вредные продукты в присутствии ребенка. Безусловно, рано или поздно он все равно откроет для себя чипсы, сосиски и всё остальное. Но лет до двух, а то и позже вполне можно убрать такие вещи подальше от подрастающего чада.
  2. Собственно, сам прикорм можно начинать тогда, когда ваш малыш сам осознанно потянется к еде. Это называется «пищевой интерес». Обычно он появляется в 4-6 месяцев, иногда — немного позже.В некоторых статьях рекомендуют не давать ребенку ничего нового из продуктов до появления первого зуба. Данная рекомендация не всегда оправдана, так как пищевой интерес может начаться в 5 месяцев, а зуб прорезаться — ближе к 9. Ждать в этом случае нет никакого смысла.
  3. Если ребенок проявляет интерес к вашей еде, то можно начать давать ему так называемые «микродозы». Это кусочек продукта размером примерно с рисинку или спичечную головку. На первом этапе педприкорма малыш получает именно такие маленькие дозы, которые легко перевариваются в его организме. Со временем количество еды увеличивается, но достаточно постепенно.
  4. Помните, что любая еда, кроме грудного молока — новая для ребенка. Поэтому сразу пытаться дать значительное количество продукта не стоит. Максимум для первого раза — три микродозы, затем необходимо наблюдать, как организм реагирует на продукт, нет ли аллергии, расстройства желудка, запора, поноса и так далее. Обычно всё проходит хорошо (ведь микродозы очень маленькие), но иногда бывают и исключения, поэтому осторожность не повредит.
  5. Существует ряд продуктов, которые вообще не стоит давать ребенку до года, а то и до трех лет. Это орехи (возможна аллергическая реакция вплоть до отека Квинке), мёд, грибы, соки, коровье молоко. Если какой-то продукт вызывает сомнение, не поленитесь уточнить, может ли он быть опасным для маленького ребенка.

Кстати, существует предубеждение, что при педприкорме детям не дают питания из баночек и вообще не применяют никаких норм и правил прикорма педиатрического. Это далеко от истины. Педагогический прикорм должен быть удобным для мамы и малыша. Поэтому вполне можно комбинировать как традиционные методики, так и педприкорм — в тех объемах, которые нравятся лично вам.

Если ребенок заболел

В таком случае педагогический прикорм (как и любой другой) следует временно отменить. Многие дети сами отказываются есть что-то, кроме маминого молока, если плохо себя чувствуют. Когда состояние стабилизируется, малыш сам потянется к еде, но и тогда не стоит давать ему новые продукты в значительных количествах — лишняя нагрузка выздоравливающему организму не нужна.

Евгения Комарова

Автор статьи - специалист по грудному вскармливанию, занимается вопросами отказа от груди, недостатка молока, гиперлактации и начала прикорма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

5 × один =

Отключить рекламу