Что должен уметь ребенок в год: умения и навыки

Какими навыками должен обладать ребенок в год

Опытные мамы знают, что все дети развиваются по-разному, и требовать от чада, чтобы он строго укладывался в прописанные кем-то нормы — дело крайне неблагодарное. Но все же существует перечень умений, выполнение которых к определенному возрасту является показателем правильного развития ребенка.

рисуем с ребенком вместе цветными мелками

Если, несмотря на все усилия и постоянное обучение, малыш все же не может выполнять действия, которые уже должен делать без труда, есть смысл показать ребенка специалистам и выяснить возможную причину такого «отставания». Довольно редко, но все же случается, что кроха не справляется с программой-минимум не потому, что ему неинтересно или сложно, а из-за особенностей его развития или даже по причине некоторых заболеваний.

Сегодня мы поговорим о том, что должен уметь ребенок к концу первого года жизни, расскажем о возможных причинах задержки развития и дадим несколько полезных советов — как научить ребенка тому или иному навыку.

Двигательное развитие и крупная моторика

Далеко не все дети в годовалом возрасте умеют самостоятельно ходить, и это не является серьезным отклонением от нормы. Позже делают первые шаги малыши, имеющие большой вес, с мышечным гипотонусом, пострадавшие от недостатка кислорода в течение беременности или во время родов, а еще те, которым родители не дают достаточной свободы движения — на прогулке возят исключительно в коляске, а дома оставляют подолгу в кроватке или манеже. Другой возможной причиной, по которой ребенок долго не начинает ходить, может быть неумеренное использование ходунков. В этом приспособлении работают совсем не те мышцы, которые необходимо задействовать во время ходьбы, поэтому, оставшись без поддержки, малыш может не понимать, как именно ему нужно двигаться, чтобы сделать шаг.

учимся ходить, держать за ручки

Проблемы с тонусом мышц может решить курс массажа, физкультура, занятия на фитболе, посещение бассейна. И конечно, ребенок должен иметь достаточно пространства, чтобы активно ползать, вставать у опоры и пытаться протопать хотя бы несколько шагов.

Важный момент — чтобы стимулировать у малыша желание достигать цели и действовать самостоятельно, любящей маме стоит попридержать свое стремление помочь крохе в любой ситуации. Пусть он сам доберется до игрушки, залезет в песочницу или на небольшую лестницу, откроет шкаф и так далее. Делать все за ребенка, реагируя на малейший его каприз, крайне вредно и с точки зрения физиологии, и по мнению психологов. Таким образом формируется выученная беспомощность, ожидание постороннего вмешательства (что кто-то придет и в рот положит), а вот двигательные навыки и физическое развитие существенно тормозятся.

Кроме навыка самостоятельной ходьбы, годовалый малыш уже способен активно ползать (в том числе — и по лестнице), ходить при поддержке за одну или обе руки, залезать на кровать или кресло. Эти умения готовят мышцы и мозг ребенка к самым первым шагам, которых так ждут все родители.

девочка ползет по лестнице

Эмоционально-социальные навыки

Годовалый ребенок хорошо различает близких родственников, искренне радуется появлению мамы или папы после разлуки, любит обнимать и целовать родителей. Также он способен узнавать родных на фотографиях, показывать пальцем на их лица, особенно, когда ребенка об этом просят.

малышка обнимает маму

Словарный запас в этом возрасте обычно составляет до 10 слов, в том числе и звукоподражаний. Обратите внимание, что строить простейшие предложения (соединять два слова, например «мама ам» — «мама ест») дети начинают ближе к двум годам, поэтому не стоит требовать подобного от годовалого крохи.

В возрасте около года на первый план выходит стремление подражать действиям родителей или старших детей. Карапуз может «разговаривать» по телефону, увлеченно тыкать пальцами в клавиатуру компьютера, пытаться натянуть мамину одежду и так далее. Это очень важный навык, потому что копирование действий старших помогает ребенку осваивать новые умения. То же касается и повторения новых слов — многим детям очень нравится такая игра.

кроха с ноутбуком и телефоном

Также большинство малышей активно реагируют на музыку, танцуют под любимые песни, пытаются подпевать, хлопают в ладоши.

Развиваются навыки коммуникации. Годовалый ребенок, как правило, понимает запреты (хотя не всегда с ними согласен и может выражать протест громкими криками), выполняет простейшие просьбы вроде «дай», «принеси», «закрой». Хорошо знает свое имя и откликается на него.

А вот популярные действия — помахать ручкой по просьбе бабушки, играть в «ладушки» или «сороку-ворону» — нравятся далеко не всем малышам. Если ваше чадо не хочет делать «пока-пока» или не умеет показывать свои пальчики, это вовсе не значит, что с ним что-то не в порядке.

играем в ладушки

Познавательное развитие

Ребенок, который умеет ползать — настоящее стихийное бедствие для квартиры. Но психологи и педиатры советуют радоваться, если карапуз активно познает мир, стремится залезть во все ящички, открыть все кастрюли, баночки и коробочки, вытащить из шкафов вещи, порвать бумагу и разбросать все, что может быть разбросано. Это нормальный этап развития ребенка, и его отсутствие должно немного насторожить родителей.

Именно в этом возрасте появляются первые сюжетно-ролевые игры. Малыш может «кормить» или укачивать игрушку, расчесывать ее, катать машинки с определенной целью, а не просто туда-сюда. А вот навык игры в компании появится еще не скоро, поэтому нет смысла требовать от годовасика, чтобы он не отбирал игрушки и брата или сестры или спокойно играл рядом — для него это пока слишком сложно.

годовалая кроха кормит куклу бабаном

Бытовые умения

В год малыш может помыть ручки, самостоятельно пить из кружки и немного есть ложкой. Некоторые крохи начинают осваивать горшок, но в большинстве случаев ребенок пока способен только просигналить маме о мокрых штанишках.

самостоятельно кушаем с ложки

Это примерный список того, что здоровый ребенок умеет и знает в возрасте около года. А напоследок стоит напомнить, что каждый малыш — индивидуален, и не стоит сравнивать его с детьми соседки или подруги, особенно в таком раннем возрасте.

Людмила Гончарова

Автор статьи - педиатр, врач высшей категории, осуществляет контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 × четыре =

Отключить рекламу