Какими навыками должен обладать ребенок в год
Опытные мамы знают, что все дети развиваются по-разному, и требовать от чада, чтобы он строго укладывался в прописанные кем-то нормы — дело крайне неблагодарное. Но все же существует перечень умений, выполнение которых к определенному возрасту является показателем правильного развития ребенка.
Если, несмотря на все усилия и постоянное обучение, малыш все же не может выполнять действия, которые уже должен делать без труда, есть смысл показать ребенка специалистам и выяснить возможную причину такого «отставания». Довольно редко, но все же случается, что кроха не справляется с программой-минимум не потому, что ему неинтересно или сложно, а из-за особенностей его развития или даже по причине некоторых заболеваний.
Сегодня мы поговорим о том, что должен уметь ребенок к концу первого года жизни, расскажем о возможных причинах задержки развития и дадим несколько полезных советов — как научить ребенка тому или иному навыку.
Содержание
Двигательное развитие и крупная моторика
Далеко не все дети в годовалом возрасте умеют самостоятельно ходить, и это не является серьезным отклонением от нормы. Позже делают первые шаги малыши, имеющие большой вес, с мышечным гипотонусом, пострадавшие от недостатка кислорода в течение беременности или во время родов, а еще те, которым родители не дают достаточной свободы движения — на прогулке возят исключительно в коляске, а дома оставляют подолгу в кроватке или манеже. Другой возможной причиной, по которой ребенок долго не начинает ходить, может быть неумеренное использование ходунков. В этом приспособлении работают совсем не те мышцы, которые необходимо задействовать во время ходьбы, поэтому, оставшись без поддержки, малыш может не понимать, как именно ему нужно двигаться, чтобы сделать шаг.
Проблемы с тонусом мышц может решить курс массажа, физкультура, занятия на фитболе, посещение бассейна. И конечно, ребенок должен иметь достаточно пространства, чтобы активно ползать, вставать у опоры и пытаться протопать хотя бы несколько шагов.
Важный момент — чтобы стимулировать у малыша желание достигать цели и действовать самостоятельно, любящей маме стоит попридержать свое стремление помочь крохе в любой ситуации. Пусть он сам доберется до игрушки, залезет в песочницу или на небольшую лестницу, откроет шкаф и так далее. Делать все за ребенка, реагируя на малейший его каприз, крайне вредно и с точки зрения физиологии, и по мнению психологов. Таким образом формируется выученная беспомощность, ожидание постороннего вмешательства (что кто-то придет и в рот положит), а вот двигательные навыки и физическое развитие существенно тормозятся.
Кроме навыка самостоятельной ходьбы, годовалый малыш уже способен активно ползать (в том числе — и по лестнице), ходить при поддержке за одну или обе руки, залезать на кровать или кресло. Эти умения готовят мышцы и мозг ребенка к самым первым шагам, которых так ждут все родители.
Эмоционально-социальные навыки
Годовалый ребенок хорошо различает близких родственников, искренне радуется появлению мамы или папы после разлуки, любит обнимать и целовать родителей. Также он способен узнавать родных на фотографиях, показывать пальцем на их лица, особенно, когда ребенка об этом просят.
Словарный запас в этом возрасте обычно составляет до 10 слов, в том числе и звукоподражаний. Обратите внимание, что строить простейшие предложения (соединять два слова, например «мама ам» — «мама ест») дети начинают ближе к двум годам, поэтому не стоит требовать подобного от годовалого крохи.
В возрасте около года на первый план выходит стремление подражать действиям родителей или старших детей. Карапуз может «разговаривать» по телефону, увлеченно тыкать пальцами в клавиатуру компьютера, пытаться натянуть мамину одежду и так далее. Это очень важный навык, потому что копирование действий старших помогает ребенку осваивать новые умения. То же касается и повторения новых слов — многим детям очень нравится такая игра.
Также большинство малышей активно реагируют на музыку, танцуют под любимые песни, пытаются подпевать, хлопают в ладоши.
Развиваются навыки коммуникации. Годовалый ребенок, как правило, понимает запреты (хотя не всегда с ними согласен и может выражать протест громкими криками), выполняет простейшие просьбы вроде «дай», «принеси», «закрой». Хорошо знает свое имя и откликается на него.
А вот популярные действия — помахать ручкой по просьбе бабушки, играть в «ладушки» или «сороку-ворону» — нравятся далеко не всем малышам. Если ваше чадо не хочет делать «пока-пока» или не умеет показывать свои пальчики, это вовсе не значит, что с ним что-то не в порядке.
Познавательное развитие
Ребенок, который умеет ползать — настоящее стихийное бедствие для квартиры. Но психологи и педиатры советуют радоваться, если карапуз активно познает мир, стремится залезть во все ящички, открыть все кастрюли, баночки и коробочки, вытащить из шкафов вещи, порвать бумагу и разбросать все, что может быть разбросано. Это нормальный этап развития ребенка, и его отсутствие должно немного насторожить родителей.
Именно в этом возрасте появляются первые сюжетно-ролевые игры. Малыш может «кормить» или укачивать игрушку, расчесывать ее, катать машинки с определенной целью, а не просто туда-сюда. А вот навык игры в компании появится еще не скоро, поэтому нет смысла требовать от годовасика, чтобы он не отбирал игрушки и брата или сестры или спокойно играл рядом — для него это пока слишком сложно.
Бытовые умения
В год малыш может помыть ручки, самостоятельно пить из кружки и немного есть ложкой. Некоторые крохи начинают осваивать горшок, но в большинстве случаев ребенок пока способен только просигналить маме о мокрых штанишках.
Это примерный список того, что здоровый ребенок умеет и знает в возрасте около года. А напоследок стоит напомнить, что каждый малыш — индивидуален, и не стоит сравнивать его с детьми соседки или подруги, особенно в таком раннем возрасте.