Идеи для развития мелкой моторики с рождения до года
Ранее развитие детей – тема спорная и неоднозначная. Но в то же время существуют методики, польза которых для развития малыша давно проверена и однозначно доказана. Например, это касается всех видов моторики.
Как известно, моторика бывает крупная и мелкая. К первой относятся умения, касающиеся перемещения нашего тела в пространстве – перевороты, ползание, ходьба, наклоны и так далее. Крупная моторика – это первое, что осваивает ребенок, появившись на свет, так как в этом юном возрасте он совсем не умеет владеть собственным телом, но активно учится на протяжении всего первого года жизни.
Также крупная моторика является основной, которая в дальнейшем позволяет маленькому человеку научиться более точным движениям, которые специалисты относят к мелкой моторике. Если более точно, то в нее входят все умения, требующие скоординированной работы рук и глаз, в том числе навыки работы с предметами, способность захватывать пальцами мелкие объекты и производить с ними некие манипуляции.
Содержание
Для чего это нужно?
Все виды моторики способствуют формированию новых связей между нейронами мозга. Недаром говорят, что дети, рано научившиеся манипулировать с мелкими предметами, быстрее начинают говорить и в общем более активно развиваются. Как видите, речь идет о мелкой моторике – именно ее влияние на развитие мозга однозначно доказано современной наукой.
Другой интересный факт – у развития мелкой моторики нет возрастных ограничений, занятия можно начинать едва ли не с первых дней после появления ребенка на свет. И не думайте, что малыш еще ничего не понимает, даже сейчас его мозг безостановочно развивается, если давать ему пищу для такого развития.
С чего начать?
Лучше всего для самых маленьких подходят всем известные массаж и гимнастика. Вы можете просто трогать или осторожно разминать детские пальчики в любой момент, когда вам и малышу это удобно.
Также можно вкладывать в ладошки ребенка предметы с разной фактурой, размером, весом и тд – пушистые и гладкие, круглые и прямоугольные, тяжеленькие и совсем легкие. Главное, чтобы они были удобными для захвата и не могли травмировать ребенка даже случайно.
Многие родители любят щекотать и целовать ладошки малыша – эти проявления нежности также развивают мелкую моторику и способствуют установлению контакта между ребенком и его близкими.
От трех до шести
Примерно после 3 месяцев ребенок выходит на новый уровень – он овладевает навыком самостоятельно брать, удерживать и тянуть в рот разнообразные предметы. Правда до мелким манипуляций пальцами ему еще далеко, но даже освоенные умения очень полезны.
В этом возрасте главное – постоянно стимулировать познавательный интерес. Давайте малышу вволю пощупать, разглядеть и обмусолить то, что попало ему в ручки. Только следите, чтобы эти предметы были безопасными и без мелких частей.
Кстати, многие дети в этом возрасте любят пососать пальчик или засунуть в рот чуть ли не целую пятерню. Это тоже совершенно нормально, и вредной привычкой может стать лишь в одном случае – если ребенок постоянно переживает тревогу, родители не уделяют ему должного внимания и малыш не чувствует их любви. Если же с обстановкой в семье все в порядке, то сосание пальцев проходит само по себе, поскольку малыш подрастает и этот процесс становится ему неинтересен. А в общем сосание пальцев – это тоже развитие моторики, поэтому не стоит запрещать ребенку это делать, а тем более постоянно ругать малыша за подобные действия.
Ближе к полугоду большинство детишек с удовольствием захватывают ручками свою ногу (стопу) и также пытаются затащить ее в рот. Можно надеть на ножку яркий носок, чтобы ребенок попробовал его снять – отличная развивающая игра!
Не забывайте и про массаж для пальцев. Это очень приятный процесс, при котором идет воздействие на множество точек, расположенных на самих пальчиках и поверхности ладони. Также массаж снимает гипертонус мышц, который у многих малышей довольно выражен в первые месяцы жизни.
От шести до девяти
Самое время познакомить ребенка с пальчиковыми играми. Конечно, заниматься «сорокой-белобокой» и другими известными нам с детства упражнениями можно и гораздо раньше, но именно после 6 месяцев малыш начинает осознанно реагировать на действия, которые взрослый производит с его пальчиками. К тому же, слушая потешки, ребенок помаленьку запоминает слова, вникает в ритм, запоминает ранее незнакомые ему понятия («больше», «меньше», «дальше», «ближе», «этот», «другой» и так далее). Он уже получает удовольствие от игры, реагирует на нее и способен «подыграть» взрослому.
Другая страсть ребятишек в этом возрасте – кнопки, на которые можно нажимать. Эти простейшие действия будут крайне полезны для ребенка, поэтому предоставьте ему возможность потыкать кнопочки на музыкальной игрушке или старой клавиатуре.
Кстати, развивающие игрушки тоже можно пустить в ход. Самыми интересными будут те, в которых можно что-то открыть (без особых усилий), оторвать, растянуть и так далее, а также музыкальные игрушки. Подойдут и кубики, правда строить из них пирамидки ребенок начнет попозже, а вот кидать, бить друг об друга, пытаться погрызть сможет уже сейчас.
С девяти до года
К этому возрасту мелкая моторика ребенка уже более менее развита, он может сам перебирать мелкие предметы, надевать колечко на пирамидку, захватывать пальцами ленточки, вставлять детали в сортер.
Многим малышам нравится рисовать пальчиковыми красками. Безусловно рисунки эти пока не имеют сюжета, но само общение с краской и попытки что-то изобразить пальцами на листе крайне полезны для развития мозга малыша.
Хороши и игры с водой. Вообще вода прекрасно стимулирует кожу ребенка, и не только на пальцах рук, она расслабляет и приносит малышу новые приятные ощущения. Если ваше чадо любит купаться, то используйте это время для разнообразных игр с водой – ее можно переливать, набирать в разные емкости, лить на ладошки малыша струйку из стаканчика или поливать из душа… Огромный простор для фантазии!
И конечно, главный фаворит – игры с песком. Недаром малыши так любят поковыряться в песочнице, видимо сама Природа подталкивает их к среде, которая эффективно развивает мелкую моторику. Родителям остается лишь показать, что песок можно не только тащить в рот горстями, а также из него можно строить что угодно – хоть куличики, хоть замки. А если на улице зима, то игры с песком можно заменить на кухонные посиделки, засыпав поднос манкой или крупой.
Можно также отдать малышу старый журнал, который он будет рвать и мять. Только проследите, чтобы края бумаги были не острыми, иначе ребенок может порезаться.
В общем для развития мелкой моторики существует огромное количество способов, методик и специальных материалов. Для ребятишек от 8 месяцев проводятся даже групповые занятия, где малыш вместе с мамой учится работать с предметами. И при желании вы всегда можете подобрать для себя ту игру или занятие, которое понравится и вам, и вашему ребенку.