Во сколько месяцев ребенок начинает говорить мама и другие слова

Во сколько месяцев ребенок говорит первое слово

Практически все родители с умилением наблюдают за очередными достижениями малыша. Первая улыбка, умение держать игрушку и ползать, первые неуверенные шаги. Однако есть такой этап развития ребенка, который мамы хотят ускорить – первые слова. Психологи не рекомендуют торопить события – пусть кроха постигает науку постепенно. Не так просто следовать совету специалистов, когда подруга восторженно рассказывает, как ее малыш еще до года резво декламировал стихи. Так когда же начинают разговаривать дети? Каждый ребенок развивается индивидуально – об этом не следует забывать.

общение маленьких детей

Речевое развитие до года

Осознанная реакция грудничка на речь окружающих заметна уже в месяц. Это проявляется интересом и вниманием со стороны карапуза – он наверняка перестанет плакать, как только кто-то заговорит с ним. Еще спустя 2 месяца грудничок начинает предпринимать попытки «поддерживать беседу». Он гулит в ответ, и можно услышать отчетливые звуки «н», «к» и «г» – они даются малышам легче других.

В 5 месяцев кроха определяет, откуда идет звук, разворачивая к нему голову. При гулении меняет интонацию, подражая взрослым. Первые слоги даются малышу в 7 месяцев. В том же возрасте он умеет определять, кому принадлежит голос: папе или маме.

К 8 месяцам запас звуков пополняется «э», «д» и «п», карапуз умеет проговаривать повторяющиеся слоги: «ба-ба», «да-да», «ма-ма». Примерно в 10 месяцев кроха может сказать несложные слова «ляля», «сам». Новый виток речевого развития происходит к году, когда в словарном запасе ребенка есть около пяти слов. Малыш понимает несложные просьбы, реагирует на запреты и отчетливо говорит «мама».

мама занимается развитием речи малыша

Почему возникают проблемы и как их решить

Неуверенно пролепетать «мама» малыш способен еще в полгода, но зачастую это слово он просто повторяет за взрослыми. Осознанное обращение возникает не раньше 10 месяцев или года, а умение строить фразы и выговаривать предложения появляется только после 2 лет. Мозг созревает к этому периоду – и ребенок начинает выражать эмоции через общение и диалог. Важно учитывать, что девочки развиваются быстрее мальчиков.

Иногда речевое развитие замедляется, и на это есть весомые причины:

  1. Ослабленные мышцы рта.
  2. Несконцентрированное слуховое внимание.
  3. Проблемы с органами слуха.

Первую проблему легко выявить самостоятельно:

  • ребенок почти не ест твердую пищу, отдавая предпочтение жидкой или мягкой;
  • при каждом приеме пищи еда выпадает изо рта;
  • наблюдается дыхание ртом и повышенное слюновыделение.

Проблема наблюдается при раннем отлучении ребенка от груди, но вернуть мышцам рта тонус можно при помощи несложных упражнений:

  • имитация звуков («ту-ту», «чух-чух», «мяу», «му», «гав»);
  • сосание из соломинки – так ребенок научится втягивать щечки;
  • напряжение губ, которого можно достичь, если свистеть или дудеть.

девочка до года надувает губки

Идеально подойдут свистульки, дудки или мыльные пузыри. Все упражнения нужно выполнять только в игровой форме, не принуждая малыша.

Концентрацию внимания тоже можно развить:

  • четко произносить названия окружающих предметов;
  • комментировать свои действия;
  • читать стихи и короткие рассказы.

чтение книги ребенку

Плохой слух заметно тормозит развитие речи, но это осложнение выявляется позже других. Проверить, как слышит ребенок, нетрудно:

  1. Если малышу исполнился месяц, можно однократно хлопнуть в ладоши недалеко от него. Нормальная реакция на резкий шум – вздрагивание. Важно после эксперимента успокоить грудничка.
  2. В 3 или 4 месяца ребенок уже должен поворачивать голову к разговаривающим людям.
  3. 7 месяцев. Кроха лепечет и может повторить несложные звуки.
  4. 8 месяцев. При звуке знакомого голоса грудничок сам поворачивает голову и пытается «отвечать» гулением.

Если ничего из перечисленного не происходит – это повод, чтобы показать грудничка специалисту. Нельзя упускать драгоценное время, когда проблема решается минимальными силами.

Помощь в развитии речи

Малыш не заговорит в положенный срок, если не наладить регулярное общение с ним. Речь – это не унаследованная способность, которая передается на генетическом уровне. Основное правило, которое нужно соблюдать в доме – никаких криков или повышенного тона! Подобная ситуация вызывает у ребенка стресс, поэтому он нескоро заговорит в таких условиях.

Еще одна ошибка, которую допускают слишком заботливые родители – подавление детской инициативы. Малыш только рот открыл, а понятливая мама или бабушка уже бегут выполнять просьбу. Хороший контакт – это замечательно, но ребенку попросту незачем оттачивать речевые навыки.

излишняя опека ребенка мамой и бабушкой

Родители сами могут стимулировать развитие речи без помощи специалистов:

  1. На прогулке нежелательно бездумно возить малыша в коляске, болтая по телефону с подругой. Лучше называть предметы и объекты, привлекая внимание карапуза. Глупо считать, что кроха ничего не понимает из услышанного. Необходимо внятно проговаривать увиденное: кошка, собака, дом, листочек, цветок, трава, солнышко.
  2. Полезно перед сном читать книги, в течение дня можно пропеть песенку или рассказать короткий стишок. Если заменять нормальное общение аудиокнигами, мультфильмами или компьютером – положительного эффекта не будет.
  3. Не стоит забывать о связи пальцев и мозгового центра, отвечающего за речь. Упражнения по стимуляции мелкой моторики можно найти в различных вариациях. Пальчиковые игры и краски, пересыпание крупы или гороха, крупные бусины из различных материалов, массаж ладошек – все это благоприятно сказывается на речевой активности.
  4. Книги с картинками побуждают озвучивать изображения, повторяя за взрослыми.

Как только мама с папой услышат первое слово любимого чада – их гордость не знает границ. Однако до наступления столь радостного момента придется хорошо потрудиться и не пускать на самотек речевое развитие. Ничего страшного, если кроха заговорит чуть раньше или позже сверстников – у каждого свои временные рамки.

Людмила Гончарова

Автор статьи - педиатр, врач высшей категории, осуществляет контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × три =

Отключить рекламу