Нужно ли наказывать, если дети не понимают слово «нельзя»

Как только малыш начинает активно познавать мир, наступает время первых четких запретов, ведь далеко не все окружающее безопасно и допустимо для ребенка от года до 3 лет. И вот тут-то многие мамы хватаются за голову, когда ребенок перестает понимать слово «нельзя».

ребенок с красным горьким перцем в виде рожков

«Он не понимает!»

И это сущая правда. Маленькому ребенку сложно понять смысл родительских запретов, ведь он не знает, для чего они нужны. В каждом малыше заложен мощный инстинкт познания мира, который в сочетании с малым жизненным опытом заставляет его ползти, идти, хватать, пробовать на зуб… и бурно протестовать, если вдруг кто-то осмелится вмешаться и запретить. Иногда этот протест выглядит как бурные истерики по поводу и без, сильно выматывающие всех, кто имеет отношение к воспитанию ребенка.

Что же делать родителям?

Самое главное – набраться терпения. Пройдет какое-то время, и малыш усвоит те правила, которые ему стараются донести взрослые. Иногда это происходит быстро, иногда не сразу – но постепенно ребенок перестает делать то, что ему запрещают.

мама ругает ребенка

А пока придется потерпеть возможные истерики, раз за разом объясняя, что нельзя трогать горячую кастрюлю или хватать за хвост собаку, бить совком соседа по песочнице или плевать кашей в любимую бабушку. Помните, что такое поведение свойственно почти всем малышам, и в конце концов оно все равно проходит.

Несколько важных правил

Чтобы освоение запретов проходило быстрее и проще, не лишним будет запомнить несколько хороших правил:

  1. «Нельзя» нужно минимизировать. Категорически запрещать ребенку нужно то, что несет реальную угрозу или совершенно неприемлемо в вашей семье (те же плевки кашей, например). Если запретов будет слишком много, это может спровоцировать настоящий бунт, когда ребенок совершенно неосознанно начнет делать все вам назло. И не потому, что он какой-то невоспитанный или плохой – просто от избыточного давления и невозможности хоть как-то проявить себя.
  2. Чтобы первое правило было легче выполнить, максимально обезопасьте дом для ребенка. Розетки закройте, провода спрячьте, на шкафы установите ограничители, уберите бытовую химию повыше и тд. Ведь сколько бы вы ни говорили ему «нельзя» – если что-то опасное остается доступным, то рано или поздно ребенок его добудет.
  3. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единого мнения в отношении того, что нельзя малышу. Если мама запрещает, папа допускает, а с бабушкой и вовсе можно, ребенок быстро научится добиваться своего, обращаясь именно к тому взрослому, который готов его поддержать. Что, в свою очередь, станет причиной конфликтов уже между взрослыми членами семьи.
  4. Некоторые «запретные» вещи или явления можно дать попробовать ребенку, чтобы он на собственном опыте понял, почему так делать нельзя. Конечно, это не касается по-настоящему опасных случаев. Но поднести руку близко к горячему чайнику или не сменить сразу вымокшие в луже штаны (а ведь мама говорила, что нужно сначала переодеться, прежде чем нырять!) – вполне нормальный педагогический прием, помогающий осознать связь между поступком и его последствиями.
  5. Не переусердствуйте с наказаниями! Иногда достаточно вместо запретов просто взять ребенка и отнести его подальше. Ставить в угол, запирать в ванной, не разговаривать часами и другие «методы» в данном случае почти бессмысленны, так как в силу возраста малыш не всегда понимает, что вообще происходит. Больше всего он чувствует, что родители его отвергли… и в худшем случае может вообще перестать пытаться что-либо делать сам. К сожалению, выученная беспомощность формируется быстро, а вот бороться с ней сложно.
Читайте также:  Как научить ребенка не брать без разрешения чужие игрушки

мама в позе лотоса, когда хулиганит малыш

Этих рекомендаций вполне достаточно, чтобы со временем объяснить чаду, что ему можно, а что нельзя. Примерно к 3 годам малыш уже достаточно сообразительный и правильно понимает родительские запреты, так что старательным родителям уже не придется «стоять над душой» и требовать выполнения всех правил.

Людмила Гончарова

Автор статьи - педиатр, врач высшей категории, осуществляет контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

два × 1 =