Когда ребенок начинает держать игрушку самостоятельно

Во сколько месяцев малыш сам берет игрушку

Умение хватать и крепко удерживать разные предметы дано человеку от рождения, и заметить этот рефлекс можно буквально в первые часы жизни ребенка. Но до момента, когда малыш осознанно возьмет в руки игрушку, пройдет еще немало времени. Когда же ребенок начинает держать предметы в руках и какая разница между хватательным рефлексом новорожденного и первыми попытками изучить то, что попало в маленькие ручки?

маленький ребенок впервые держит игрушку

Наследие предков

Если новорожденному ребенку вложить в ладошку палец, он схватится за него, словно маленькая обезьянка. Многие ученые считают, что именно предки-приматы подарили людям хватательный рефлекс: буквально сразу после рождения детеныш был вынужден держаться за шерсть матери во время ее перемещений. И хотя люди сейчас не прыгают по деревьям, а своих младенцев возят в коляске, по каким-то неведомым причинам хватательный рефлекс сохранился у новорожденных до сих пор.

хватательный рефлекс у детей до года

Но как и положено рефлексу, постепенно он угасает. Проходит повышенный тонус мышц, свойственный совсем маленьким детям, а прикосновение к ладошке уже не вызывает автоматического сжатия пальчиков. И тогда на смену первобытным навыкам приходит осознанная работа мышц.

осознанные хватательные движения у ребенка

Хочу всё… брать!

Первое время после рождения игрушки не привлекают внимания ребенка – просто потому, что он их почти не видит (его зрение работает в пределах 30-50 см. от лица, этого достаточно, чтобы малыш смог разглядеть маму) и пока не умеет фокусировать взгляд. К концу первого месяца жизни ребенок способен следить глазами за ярким предметом, но движения рук пока что хаотичные и неосознанные.

После полутора месяцев наступает очередной прорыв – в какой-то момент младенец понимает, что может сам донести кулачок до рта и от души помусолить. Некоторым родителям, а особенно бабушкам, это умение не очень нравится, поскольку они боятся, что ребенок привыкнет сосать пальцы. Хотя для физического развития это большой шаг – ведь ребенок учится управлять своими ручками, а не просто размахивать ими, как новорожденный.

грудничок сосет пальчик

И лишь около 3-4 месяцев от роду младенец сможет самостоятельно взять в руки интересный ему предмет, например, погремушку. Поначалу вряд ли он будет разглядывать и изучать игрушку, ведь гораздо привычнее и удобнее сразу поместить ее в рот… Но уже совсем скоро малыш научится и другим способам познания мира.

ребенок в три месяца держит погремушку

Гимнастика для пальчиков и другие хитрости

Всем известно, что развитие мелкой моторики – то есть, движений пальцев – ребенка активно способствует развитию его мозга, так как при таких мелких действиях быстрее формируются новые связи между нейронами. Поэтому не стоит забывать о простых методах, помогающих малышу научиться захватывать и удерживать предметы.

С самых первых дней жизни младенец должен иметь возможность свободно двигать руками и пальчиками. Это значит, что не стоит надевать на него кофточки с закрытыми рукавами или так называемые «царапки» – что-то типа хлопчатобумажных варежек, которые якобы не дают ребенку царапать собственное лицо. Гораздо эффективнее будет просто вовремя подстригать ноготки, а ручки оставлять открытыми, если позволяет температура в комнате.

«А как же пеленание?» – удивятся многие мамы, ведь именно в пеленке новорожденные дети засыпают лучше всего и вообще спокойнее себя ведут, так как это напоминает им тесное и безопасное пространство матки. Пеленать ребенка можно и даже нужно на время сна, а в период бодрствования лучше надевать обычные кофточки с открытыми рукавами.

Чуть позже можно будет подключить и пальчиковую гимнастику. «Сорока-ворона» и прочие игры, которые некоторым современным мамам кажутся бесполезными, отлично стимулируют мелкие движения рук, и ребенок быстрее обучается брать предметы.

текст "Сорока-ворона"

Давать малышу потрогать и подержать разнообразные предметы можно начинать в любом возрасте, это также поможет ему научиться управлять своими руками. Только следите, чтобы игрушка была не слишком тяжелой, не имела острых углов и мелких частей, а краска с нее не осыпалась сама по себе. А когда ребенок научится сам брать то, что ему понравится – уберите из зоны досягаемости все предметы, которые могут быть для него опасны.

Людмила Гончарова

Автор статьи - педиатр, врач высшей категории, осуществляет контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × четыре =

Отключить рекламу